Доказано:
вегетарианцы живут дольше
статья газеты
Die Welt
Публикация "Власть и Бизнес" 08.05.2008

Вегетарианство воспринимается всеми по-разному. Одни считают его опасным неполноценным питанием, последователи которого выглядят бледными и исхудавшими. Для других
это единственно правильный образ жизни. Твердо установлено, что вегетарианцы живут дольше и здоровее. Однако это несвязанно с отказом от мяса.
Йорг Циттлау
Противники вегетарианства видят в нем религиозное неполноценное питание, а приверженцы, как это сформулировал философ Руссо, «единственно
естественный» образ жизни человека. Спорящие о вегетарианстве часто занимают непримиримые позиции. Разумеется, до сих пор нельзя точно ответить на вопрос, задуман
ли человек природой как всеядное существо или вегетарианец. Тем не менее, уже установлено то, что вегетарианцы живут дольше и здоровее других.
Немецкий научно-исследовательский центр рака провел долгосрочное наблюдение в течение 21 года за 1904 вегетарианцами. Испытуемые были разделены
по трем типам своего питания: веганеры (60 участников), которые отказались от любых продуктов животного происхождения; обычные вегетарианцы (1165 участников),
которые отказались от мяса, но имеют в своем рационе молочные и яичные продукты; умеренные вегетарианцы, которые иногда все-таки употребляют мясо или рыбу. Ученые
сравнили данные о состоянии их здоровья с соответствующими среднестатистическими данными по населению.
В результате этого исследования выяснилось, что доля
умерших женщин среди вегетарианцев была ниже на 30, а у мужчин даже на 50 процентов. Тем не менее, исследование показало, что удлинение жизни не обусловлено отказом
от мяса. У умеренных вегетарианцев результат оказался таким же хорошим, как и у строгих веганеров. Следовательно, продолжительность жизни зависит не только от
потребления мяса. Научный руководитель исследования профессор Дженни Чан-Клод утверждает, что все три группы «в целом отчетливо отличаются сознательным здоровым
образом жизни от общего населения».
Возможно, что вегетарианский образ жизни является просто более здоровым, а вегетарианский вид диеты не играет при этом значения. Однако для
невегетарианцев проблематика здорового образа жизни более важна, чем для вегетарианцев. Психологи Кристин Митте и Николь Кэмпфе из Йенского университета опросили
115 вегетарианцев об их причинах отказа от мяса. Мотивация, связанная со здоровьем, оказалась неглавной. «Многие вегетарианцы подчеркивают, что они находят мясо и
мясные продукты просто отвратительными», - поясняет психолог Митте.
Распространенное утверждение о том, что отказ от мяса может привести к симптомам истощения, не соответствует действительности. Исследовательская
группа Венского университета под научным руководством Ибрагима Эльмадфы исследовала состояние веганеров и обычных вегетарианцев, обнаружив в их организме необычно
высокое присутствие витамина С, каротиноидов, фолиевой кислоты (витамин Вс) и отсутствие жира.
Разумеется, веганеры недополучают витамин В12, кальций и витамин D. Удивительно, но у них не выявлено сильной
склонности к соответствующим заболеваниям, таким как остеопороз. В исследовании Университета Вашингтона в Сент-Луисе у людей, питающихся растительной пищей, уровень
витамина D оказался даже выше, чем у потребителей типичной американской пищи, в которой присутствует большое количество мяса. Хотя кости у
этих людей оказались более легкими, прочность их не пострадала.
Вероятно, вегетарианцы справляются с потенциальными проблемами своего рациона
тем, что ведут образ жизни, который сокращает потребность организма в получении витаминов и минералов. Такой точки зрения придерживается профессор Эльмадфа,
утверждающий, что в среднем вегетарианцы больше двигаются и потребляют меньше алкоголя, чем остальные люди, «и, кроме того, среди них можно крайне редко обнаружить
курильщика». Вследствие этого у них понижается потребность в антиоксидантных витаминах и минералах.
Такие «грабители» кальция, как газированная кола или плавленый сыр, также нетипичны для рациона вегетарианцев. Как
правило, вегетарианцы предпочитают больше находиться под открытым небом, и благодаря этому витамин D
синтезируется непосредственно в самом организме. Возможно, аналогичный образ жизни без отказа от мяса равным образом способен продлить жизнь. |